Описание режимов редактирования
После запуска программы PRO100 на экране появляется главное окно.
Оно разделено на четыре основные части:
- Меню – предоставляет доступ ко всем командам и настройкам программы.
- Панель инструментов – обеспечивает быстрый доступ к наиболее полезным командам. Для эффективной работы рекомендуется использовать панель инструментов. Выберите команду щелчком мыши по соответствующей кнопке. Что бы узнать, какая функция у данной кнопки наведите на нее курсор и через секунду появится всплывающая подсказка.
- Рабочая область – виртуальная комната, в которой можно создавать мебель и разрабатывать интерьер. Красная сетка определяет приделы комнаты в трехмерном пространстве.
- Строка состояния – показывает необходимую техническую информацию: координаты курсора, размеры элемента, подсказки и т.д.
Рис. 1: Программа PRO100 после загрузки.
КОМНАТА
Когда вы создаете проект, виртуальная комната всегда будет параллелепипедом. Программа PRO100 только запросит ввести ее размеры. Следует отметить, что пользователь не привязан к комнате исключительно прямоугольного вида. Все нестандартные интерьеры создаются при помощи элементов композиции. К примеру дымоход это параллелепипед упирающийся в пол и потолок, масандра – элемент трехгранной формы помещенный в верхний угол. Если цвет такого вспомогательного элемента совпадает с цветом стен, потолка и т.д. то элемент будет иметь вид части помещения.
Рис. 2:Режим фотореализма — нестандартные интерьеры: дымоход, масандра, ниша.
Рис.3:Каркасное представление — нестандартные интерьеры: дымоход, масандра, ниша.
Размеры помещения можно изменить в любой момент щелкнув дважды по стене. В открывшемся окне можно изменить также цвет или текстуру конкретной стены.
Программа PRO100 также позволяет работать с заготовленными интерьерами по ранее сохраненным шаблонам.
РЕЖИМЫ ПРОСМОТРА
Внизу рабочей области находятся закладки режимов просмотра: «Перспектива», «Аксонометрия», «План», «Северная стена», «Восточная стена», «Южная стена», «Западная стена». Щелчок по названию включает соответствующий режим просмотра. Правила для изменения ориентации виртуального рабочего пространства одинаковы во всех режимах просмотра.
- Поворот виртуальной комнаты (изменение перспективы) возможен только в «Перспективе». Для этого наведите курсор на пустую стену или пространство не занятое виртуальной комнатой в рабочей области, затем нажав и удерживая левую кнопку мыши перемещайте курсор в направлении той стены, которую хотите увидеть. На время поворота курсор обретет такой вид: Если нет возможности управлять курсором мыши на стене пустого пространства сцены (например, при полном увеличении) эту функцию можно получить, удерживая клавишу Alt щелкнуть правую кнопку мыши и переместить.
- В «Аксонометрии» и ортогональных проекциях вращение невозможно, поэтому аналогичные действия приведут к перемещению изображения в рабочей области, а курсор приобретет вид:. Полосы прокрутки внизу и справа от рабочей области дублируют эту функцию. Мы также можем использовать Alt и правую кнопку мыши.
- Увеличение уменьшение масштаба изображения — наведите курсор на пустую стену или пространство не занятое виртуальной комнатой в рабочей области, затем нажав и удерживая левую кнопку мыши перемещайте курсор вверх для увеличения масштаба или вниз для уменьшения. В перспективе курсор выглядит так: . В аксонометрии и ортогональных проекциях: . Можно также использовать команды «Увеличить»«Уменьшить» меню «Вид», или аналогичные кнопки на панели инструментов.
Возможно также увеличить изображение таким образом, чтоб желаемый элемент или группа оставались в центре рабочей области, используя «Центр» и «Авто-центр» из меню «Вид» или соответствующие кнопки на панели инструментов.
В «Перспективе» возможно изменения угла зрения (фокусное расстояние) камеры.
ПЕРСПЕКТИВА
Перспектива – это наиболее часто используемый режим просмотра, который обеспечивает трехмерное изображение проекта. По правилам перспективы элементы находящиеся дальше от пользователя отображаются меньшими. Вы можете вращать и увеличивать/уменьшать перспективу. Существует также возможность изменения угла зрения (фокусное расстояние), чтобы изменить используйте Shift и правую кнопку мыши.
Рис. 4: Перспектива.
АКСОНОМЕТРИЯ
Аксонометрия — это аксонометрическая проекция проекта. Вращение не возможно в аксонометрии. Угол обзора всегда 45 градусов.
Рис 5: Аксонометрия.
ОРТОГОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИИ
«План», «Северная стена», «Восточная стена», «Южная стена», «Западная стена». Эти пять проекций – результат проектирования содержимого проекта на четыре попарно перпендикулярные стены и пол.
Рис 6: Ортогональная проекция «Северная стена» с включенными размерами.
Вращение не возможно в ортогональной проекции. Угол обзора всегда 90 градусов, к выбранной стене.
Можно включить «Размеры» в ортогональных проекциях. Можно также сделать невидимыми элементы расположенные далее заданного пользователем расстояния от стены.
ВЫДЕЛЕНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ
Вы можете редактировать элемент в любом режиме просмотра. Для того что бы редактировать объект или отдельный элемент его необходимо выделить. В дальнейшем выделенный объект будет называться выделение, а действие выделить.
Рис 7: Выделенный элемент (дверь).
ВЫДЕЛЕНИЕ
Во всех режимах просмотра можно выделять элемент одним щелчком левой кнопки мыши. В зависимости от того отдельный это элемент или компонент группы, будет выделяться отдельный элемент или группа. Выделенный объект очерчивается голубой прямоугольной призмой. Черные квадраты в углах и посредине ребер стороны призмы ближайшей к пользователю позволяют изменять размеры объекта при помощи мыши. Кроме того, что бы улучшить ориентацию, ортогональные проекции призмы выделения отображаются голубым цветом на видимых стенах виртуальной комнаты.
При этом в строке состояния отображается информация о количестве, местоположении, размерах выделенных элементов.
Когда выделено несколько элементов, призма выделения охватывает все элементы и является наименьшей в которую вписываются все элементы.
Если вы хотите быстро выделит все элементы в некоторой прямоугольной области то применяйте множественное выделение. Для этого наведите курсор на пустое пространство рабочей области и удерживая Shift и левую кнопку мыши растяните область выделения. Все элементы попавшие в растянутый прямоугольник будут выделены.
Выделение всех элементов, которые находятся в рабочей области программы можно получить, нажав Ctrl + A.
Ниже указаны все возможные режимы выделения:
Один элемент (нет) Когда выделяете элемент выделение снимается с уже выделенного (если таковой был в проекте).
Выделение (снятие выделения) нескольких элементов (Shift) Добавляет элемент к области выделения (все предварительно выделенные элементы остаются выделенными). Если щелкнуть по выделенному элементу, то выделение снимается.
Выделение одного элемента в группе (Ctrl ) Выделяет один элемент в группе, при условии, что группа не выделена.
Выделение элемента закрытого вторым элементом ( Alt) Каждый щелчок выделяет элемент закрытый выделенным.
Примечание: Вы также можете комбинировать вышеперечисленные способы выделения:
Выделение (снятие выделения) нескольких элементов в группе (Shift + Ctrl) Выделяет или снимает выделение в группе, не влияя на выделение группы.
Выделение (снятие выделения) нескольких закрытых (Shift + Alt) Выделяет (снимает выделение) последовательности элементов закрытых уже выделенным элементом. Выделенные элементы остаются выделенными.
Выделение нескольких закрытых элементов в группе (Ctrl+Alt) Выделяет последовательность элементов в группе, переключая выделение на элементы скрытые под уже выделенным.
Выделение (снятие выделения) нескольких закрытых элементов в группе (Ctrl+Shift+Alt) Выделяет последовательность элементов в группе закрытых уже выделенным элементом. Элементы, которые были выделены, остаются выделенными.
Замечание: Помните, что нажать Shift, Ctrl, Alt или их комбинацию следует перед щелчком по элементу.
ГРУППЫ
Функция «Сгруппировать» используется для объединения элементов в группу, которая в дальнейшем ведет себя как одно целое. А именно, вся группа редактируется как один элемент. Их местоположение, размеры и прочие свойства изменяются вместе. При щелчке на группу без нажатия каких-либо клавиш, выделяется вся группа.
Группы часто соотносятся с единицами мебели – кухонный шкаф, полка для книг и т.д., которые можно выделять, перемещать и т.д. одним щелчком.
Группы могут быть вложенными, это означает, что одна группа может быть компонентом другой и т.д. В таком случае щелчок выделит только родительскую группу наивысшего уровня, то есть ту, которая в свою очередь не входит в еще какую-либо группу. К примеру кухня состоит из двух групп: верхних шкафчиков и нижних шкафчиков, которые в свою очередь состоят из шкафчиков, частью которых являются дверцы. В таком случае щелчок по дверце верхнего шкафчика приведет к выделению всей группы верхних шкафчиков.
«Сгруппировать» и «Разгруппировать» из меню «Правка» или соответствующие кнопки панели инструментов используются для группировки и разгруппировки.
ПЛОСКОСТЬ ДЕРЖАТЕЛЕЙ ВЫДЕЛЕНИЯ
Когда вы выделяете объект, держатели выделения появляются на одной из граней призмы выделения. Всего их восемь, а располагаются они на наиболее близкой к обозревателю стороне призмы выделения. Держатели обозначают собой плоскость, в которой в данный момент можно изменить размеры элемента и его позицию. Чтобы изменить плоскость, в которой можно перемещать и изменять размер элемента (плоскость держателей выделения), просто поверните комнату не снимая выделения так что бы угол обзора на требуемую сторону был минимальным. Держатели будут перемещаться давая вам возможность редактировать выделенное со всех сторон. В случае если включен режим просмотра «План» или одна из четырех «Стен», держатели отображаются в каждой из них.
Вы также можете перемещать держатели вручную. Для этого необходимо повернуть комнату так, чтоб все три стороны выделенного элемента были видимы. Тогда держатели обретут синий цвет и переместить их можно просто щелкнув по нужной стороне элемента.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ РАЗМЕРОВ
Вы можете перемещать и изменять размеры выделенного элемента, используя мышь.
- Перемещение: курсор приобретает вид после наведения на выделенный объект. Нажав и удерживая левую кнопку мыши перемещайте курсор. Объект двигается вслед за мышью.
- Изменение размеров: при наведении на один из держателей курсор приобретает вид. Нажав и удерживая левую кнопку мыши, изменяйте размер элемента. Изменение размеров объекта будет невозможно, если они заблокированы или, в случае группы, если заблокирован хоть один элемент группы в направлении изменения размеров.
Перемещение и изменение размеров происходит в плоскости обозначенной держателями выделения. Смотреть о выделении в разделе.
Вы всегда можете проверить на сколько объект был перемещен, уменьшен или увеличен при помощи строки состояния.
Предусмотрена еще одна возможность постоянно контролировать изменение размеров и позиций элементов – это размеры в ортогональных проекциях. Они постоянно обновляются, обеспечивая пользователю полный контроль перемещения и изменения размеров. Можно также задать точные размеры элемента в закладке «Размеры» окна «Свойства» элемента.
При перемещении и изменении размеров берется в учет окружение объекта. Соприкосновение со стеной или объектом препятствует дальнейшему перемещению или изменению размеров. К примеру, нельзя сделать шкаф выше чем комната. Этим достигается реалистичность построения мебели и интерьера: вы работаете как в настоящей комнате.
Однако в ситуации когда перекрытие элементов необходимо, можно отключить опцию проверки перекрытия. Для этого выделите элемент и, начав перемещать его или изменять размеры, нажмите и удерживайте Shift: другие предметы и стены становятся «прозрачными» для выделенного объекта. Объект который перекрывался с выделенным отображается красным цветом до тех пор, пока первый остается выделенным. Перекрытие со стенами виртуальной комнаты легко наблюдать на ортогональных проекциях .
При изменении размеров группы, размеры компонентов пересчитываются пропорционально. Исключением является заблокированные компоненты. К примеру, при увеличении высоты шкафа толщина его полок должна оставаться постоянной, для этого ее надо заблокировать.
Точное перемещение и изменение размеров с помощью мыши реализовано функцией «Привязать к сетке». Перемещение и изменение размеров происходит дискретно (к примеру каждые 5 см). Это помогает избежать ошибок в расстояниях, которые потом тяжело обнаружить.
ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ
Если вы выделите один элемент, то сможете редактировать его форму. Используйте команду «Форма» из меню «Элемент». Эта команда открывает двухмерный «Редактор форм», который позволяет вам редактировать форму элемента.
СВОЙСТВА ЭЛЕМЕНТА
Двойной щелчок левой кнопкой мыши по выделенному элементу, группе или объекту откроет окно «Свойства». Изменения сделанные в этом окне коснутся всех выделенных элементов, а не только элемента по которому вы щелкнули. Однако для некоторых операций логичнее предварительно сгруппировать элементы, поскольку одновременное изменение размеров нескольких не сгруппированных элементов приведет к тому, что все они приобретут одинаковые размеры, заданные в окне «Свойства» (программа предупреждает об этом, выводя на экран пустые поля закладки «Размеры» для не сгруппированных элементов). Изменение размеров группы приводит к пропорциональному изменению размеров ее элементов.
ДУБЛИРОВАНИЕ
Дублировать элемент можно при помощи команд «Копировать» и «Вставить» или «Размножить» из меню «Правка». Намного проще можно размножать элементы при помощи мыши. Для этого во время перемещения объекта нажмите правую кнопку мыши. На месте откуда перемещался удерживаемый вами объект появится его копия. Это напоминает клонирование объекта, причем клон перемещается на новое место, а оригинал остается на прежнем.