Обучение
Основные принципы создания проекта в программе PRO100 для начинающих
Способ работы зависит от задачи, поставленной пользователем при работе в программе PRO100. Создадим проект кухни из библиотечных модулей, с добавлением 3D элементов, использованием материалов для отделки стен и пола, выставим в виртуальной комнате освещение. Ознакомление с внешним видом и функциональными возможностями программы позволяет максимально быстро создать проект при наличии библиотек сайта.
Интерфейс программы
При первом запуске программы доступно четыре пиктограммы, каждая из которых символизирует способ работы с программой:
* Новый проект — позволяет начать работу над созданием нового проекта;
*Открыть существующий — открывает стандартное окно открытия сохраненного ранее документа для продолжения работы над уже начатым и сохраненным проектом;
*Новый проект по шаблону — позволяет создать проект с использованием типовых шаблонов, доступных в программе;
*Последний сохраненный — открывает последний проект, над которым работал пользователь.(рис. 1)
Щелкните кнопкой мыши на значке Новый проект, чтобы начать работу с программой, — откроется окно Свойства проекта (рис.2), где нужно заполнить форму, введя номер проекта, фамилии заказчика, дизайнера и дополнительную информацию.
Нажмите кнопку OK для продолжения работы — окно Свойства проекта закроется и откроется окно Свойства помещения (рис. 3).
В числовых полях Длина, Ширина и Высота с помощью кнопок счетчика введите размеры помещения, в котором будет расставляться мебель, и нажмите кнопку OK — окно закроется и откроется окно редактора (рис. 4).
Активируйте из панели инструментов окно Библиотека и прикрепите его расположив в правой части окна PRO100. Главное окно программы разделено на четыре основные части.
*Меню — содержит все команды и настройки программы и располагается сразу под заголовком окна.
*Панель инструментов — обеспечивает эффективную работу, предоставляя быстрый доступ к наиболее полезным командам, которые выбираются щелчком кнопки мыши на соответствующей кнопке. Чтобы узнать функцию кнопки, нужно подвести к ней указатель мыши — через секунду появится всплывающая подсказка.
*Рабочая область — виртуальная комната, в которой можно создавать мебель и разрабатывать интерьер. Красная сетка определяет пределы комнаты в трехмерном пространстве.
* Строка состояния — показывает необходимую техническую информацию: координаты указателя мыши, размеры элемента, подсказки и т. д. В правой части окна находится дополнительное окно Библиотека, в котором выбираются все доступные компоненты, расположенные на вкладках Мебель, Элементы, Материалы и Другое.
Вкладка Мебель содержит эскизы предметов мебели, вкладка Элементы — эскизы предметов интерьера, фурнитуры, оборудования для кухонь и многое другое. Вкладка Материалы располагает богатой коллекцией эскизов покрытий, текстур, а также содержит множество разнообразных материалов различных фактур и цветов. На вкладке Другое находятся компоненты, не вошедшие ни в одну из названных категорий.
Все компоненты библиотеки распределены по папкам с обобщающим групповым названием.
Чтобы выбрать компонент в библиотеке, необходимо перейти на соответствующую вкладку и щелкнуть на папке группы материалов или элементов, а затем в групповой папке выбрать нужный компонент.
Панели инструментов
Рассмотрим панели инструментов. Как в любой программе с оконным интерфейсом, панели в PRO100 можно скрывать или перемещать, используя команду управления панелями Вид, Панели инструментов (рис. 5).
Всего в меню девять панелей инструментов: Стандарт, Вид, Набор инструментов, Панель свойств, Переместить к, Выровнять, Распределение, Дистанция, Размеры. Чтобы панель отображалась в окне программы, следует установить флажок рядом с ее названием. Если панель не нужна, то нужно снять соответствующий флажок.
Панель Стандарт расположена сразу под главным меню программы (см. рис. 4) и содержит инструменты, присущие программам, работающим под управлением операционной системы Windows, а также оригинальные кнопки, имеющиеся только в этом приложении:
*Новый — открывает новый проект;
*Открыть — загружает в рабочее окно программы сохраненный ранее проект;
*Сохранить — позволяет сохранить текущий проект;
*Свойства проекта — открывает окно Свойства проекта, в котором можно откорректировать данные по проекту, такие как имя заказчика и исполнителя, даты создания и окончания проекта и другое;
*Печать — распечатывает документы, создаваемые в программе;
*Просмотр печати — позволяет перед печатью предварительно просмотреть будущий документ и его внешний вид после печати;
*Удалить, Вырезать, Копировать, Вставить — кнопки для стандартных действий;
*Отменить/Вернуть — отменяет действие или возвращает отмененное действие;
*Свойства — открывает окно свойств выделенного объекта;
*Библиотеки мебели, Библиотеки материалов — открывают соответствующие библиотеки;
*Структура, Прайс-лист, Отчеты и расчеты — позволяют работать с документацией и спецификациями по заказу;
*Параметры — открывает окно настроек, в котором можно настроить внешний вид, указать папки для хранения библиотек, настроить режим автоматического сохранения проекта через заданные интервалы времени.
Прямо под панелью Стандарт находится панель Вид (рис. 6), позволяющая редактировать представление объектов в проекте.
Панель Вид содержит следующие кнопки:
*Каркас — отображает только каркас объекта;
*Набросок — позволяет представить объект в виде наброска;
*Цвета — показывает цвет объекта;
*Текстуры — отражает текстуру объекта;
*Контуры — отображает только контуры;
*Полупрозрачность — делает объект полупрозрачным;
*Затенение — позволяет добавить тени на объект;
*Выглаживание краев — скругляет, сглаживает края;
*Отражение — эффект отражения на элементах в проекте;
*Фотореализм — при включении источника освещенности позволяет создать реалистичную картину падающего от источника света, Солнца;
*Метки — представляет в проекте объект вместе с метками его по классификации в библиотеке материалов и элементов;
*Размеры — отображает на чертеже размеры предметов и установленной мебели;
*Сетка — делает сетку в рабочей области программы доступной для обозрения или убирает ее;
*Контуры скрытого — включает/отключает режим отображения контуров всех скрытых элементов;
*Оси сцены — включает/отключает отображение осей объекта на выбранных элементах;
*Привязать к сетке — привязывает объекты к сетке;
*Автоцентрирование — включает автоматическое центрирование;
*Панель масштабирования — содержит кнопки Увеличить, Уменьшить и открывающийся список масштабов.
Над панелью Вид находится панель Свойства (рис. 7).
Панель Свойства содержит следующие кнопки:
*Выделить все — выделяет занимаемый объектами объем;
*Расширить выделение, Выделить внутри, Выделить скрытое — позволяют применить различные варианты выделения объектов;
*Сгруппировать, Разгруппировать — группирует объекты, ведущие себя как одно целое, а также производит обратное действие;
*Поворот на 90° против часовой стрелки и Поворот на 90° по часовой стрелке — поворачивают объект на 90°;
*Поворот — открывает окно Вращение, в котором можно настроить поворот, то есть указать ось вращения и угол;
*Переместить — открывает окно Перемещение, в котором настраивается перемещение, то есть выбирается ось и расстояние;
*Перевернуть — переворачивает объект
*Накрыть поверхностью — накрывает выделенный объект поверхностью, автоматически загружая в рабочую область выделенный элемент;
*Скрыть — скрывает выбранные элементы.
*Скрыть не выбранное — скрывает невыбранные элементы.
*Центрирование — выравнивает по центру.
Рядом с панелью Свойства находится панель инструментов Переместить к/Выровнять (рис. 8).
Панель содержит кнопки, упрощающие размещение выделенных объектов в рабочей области окна программы и помогающие правильно определить места расположения объектов: Переместить влево, Переместить вправо, Переместить вверх, Переместить вниз, Переместить вперед, Переместить назад. Названия кнопок ясно указывают их функциональное назначение.
Создание собственного проекта
Для этого нужно выполнить следующие действия:
1. Запустить приложение и в окне приветствия щелкнуть на значке Новый проект — откроется окно Свойства проекта.
2. Ввести все необходимые данные о проекте и нажать кнопку OK — откроется окно Свойства помещения.
3. В числовых полях Длина, Ширина, Высота с помощью кнопок счетчика ввести размеры помещения — 5000, 4000 и 2700 — и нажать кнопку OK — окно закроется и появится окно редактора.
Создадим проект кухни из библиотечных элементов, использованием материалов для отделки стен и пола и с добавлением освещения в виртуальную комнату.
1. Перейти на вкладку Мебель в папку Кухни дополнительного окна Библиотека — в окне отобразятся доступные варианты объектов кухонной мебели.
2. Дважды щелкнуть кнопкой мыши на понравившемся объекте, например шкаф нижний, — объект добавится в рабочую область окна программы (рис. 9).
3. Для определения правильного расположения объекта в комнате можно воспользоваться широкими возможностями программы. Выделить объект, щелкнув на нем кнопкой мыши, — объект изменит цвет и будет выделен синими линиями с маркерами выделения — черными квадратиками.
СОВЕТ
Если нужно быстро выделить все элементы в некоторой прямоугольной области, то можно применить множественное выделение, подведя указатель мыши к пустому пространству рабочей области и удерживая нажатыми клавишу Shift и кнопку мыши, растянуть область выделения. Все элементы, попавшие в растянутый прямоугольник, будут выделены.
4. Подвести указатель мыши к маркеру выделения — указатель изменит свой вид.
5. Нажать кнопку мыши, не отпуская ее, перетащить маркер в сторону и отпустить кнопку мыши — размеры объекта изменятся. Так можно видоизменять размеры мебели в редакторе.
6. Задействовать кнопки Переместить влево, Переместить вправо, Переместить вверх, Переместить вниз, Переместить вперед или Переместить назад панели инструментов Переместить к/Выровнять, чтобы установить объект на нужное место в комнате.
Для большей наглядности и закрепления достигнутых успехов следует добавить еще другие объекты в проект и расположить их, используя кнопки панели инструментов Переместить к/Выровнять, — все шкафы выстроятся вдоль стены. Чтобы повернуть один из шкафов к другой стене, нужно сделать следующее (рис. 10).
1. Выделить шкаф, щелкнув на нем кнопкой мыши в рабочей области программы.
2. Нажать кнопку Поворот на 90° против часовой стрелки или Поворот на 90° по часовой стрелке панели инструментов Свойства, чтобы добиться требуемого положения шкафа.
3. С помощью кнопок панели инструментов Переместить к/Выровнять придвинуть шкаф к стене, возле которой его нужно установить.
СОВЕТ
В ситуации, когда перекрытие элементов необходимо, выделите элемент и, начав перемещать его или изменять размеры, нажмите и удерживайте Shift: другие предметы и стены становятся «прозрачными» для выделенного объекта. Объект, который перекрылся с выделенным, отображается красным цветом до тех пор, пока первый остается выделенным.
4. Добавить все необходимые кухонные компоненты из библиотек Мебель и Элементы (рис.11).
5. Перейдем в дополнительном окне Библиотека на вкладку Элементы и дважды щелкнем кнопкой мыши на папке Двери Окна, чтобы выбрать один из элементов.
6. Щелкнем кнопкой мыши на понравившейся двери, выделим ее и перетащим в рабочую область окна программы, поместив в нужном месте на стене (рис. 12).
Для правильного расположения двери следует использовать кнопки панели инструментов Переместить к/Выровнять.
Имея в комнате группу объектов, можно ознакомиться с режимами просмотра создаваемого проекта.
Режимы просмотра
В нижней части окна программы PRO100 над строкой состояния находятся переключающие режим просмотра вкладки Перспектива, Аксонометрия, Вид сверху, Вид спереди, Вид справа, Вид сзади и Вид слева. Щелчок на названии вкладки включает соответствующий режим просмотра. Правила для изменения ориентации виртуального рабочего пространства одинаковы во всех режимах просмотра. Если щелкнуть на вкладке Перспектива, то окно с созданным проектом будет выглядеть примерно так, как показано на рис. 13.
Повернуть виртуальную комнату и изменить перспективу можно только в режиме Перспектива. Установите указатель мыши на стену или пространство, не занятое виртуальной комнатой в рабочей области, и, удерживая нажатой кнопку мыши, переместите указатель в направлении стены, которую требуется увидеть. На время поворота указатель мыши меняет свой вид.
СОВЕТ
Для того, чтобы управлять углом обзора в режиме Перспектива, удерживая кнопку Shift и левую кнопку мыши одновременно, переместите указатель в пространство рабочей области и приближайте или отдаляйте рабочую область редактора.
Перспектива — наиболее используемый режим просмотра, обеспечивающий объемное отображение проекта. По правилам перспективы элементы, находящиеся дальше от пользователя, отображаются меньшими. Можно вращать и увеличивать или уменьшать перспективу. Чтобы просмотреть проект в режиме Перспектива, нужно щелкнуть на одноименной вкладке в нижней части окна.
Если щелкнуть на вкладке Аксонометрия в нижней части окна программы, то вид окна редактора и рабочей области изменится в соответствии со свойствами вкладки.
В Аксонометрии и ортогональных проекциях вращение невозможно, поэтому аналогичные действия приведут к перемещению изображения в рабочей области. Полосы прокрутки внизу и справа от рабочей области дублируют эту функцию.
Чтобы увеличить или уменьшить масштаб изображения, нужно выполнить следующие действия.
1. Подвести указатель мыши к стене или пространству, не занятому виртуальной комнатой, в рабочей области.
2. Удерживая нажатой кнопку мыши, переместить указатель вверх для увеличения масштаба или вниз для уменьшения.
В Аксонометрии и ортогональных проекциях можно также использовать пункты УвеличитьУменьшить меню Вид или аналогичные кнопки на панели инструментов Вид.
Можно также увеличить изображение так, чтобы желаемый элемент или группа оставались в центре рабочей области, для чего используются кнопки Центрирование и Автоцентрирование на панели инструментов Вид.
Аксонометрия — аксонометрическая проекция проекта, вращение в которой невозможно, а угол обзора при этом всегда 45°.
Ортогональные проекции — Вид сверху (рис. 14), Вид спереди, Вид справа, Вид сзади и Вид слева — результат проектирования содержимого проекта на четыре попарно перпендикулярные стены и пол.
Вращать виртуальную комнату в ортогональной проекции невозможно, а угол обзора здесь всегда 90° к выбранной стене. В этих проекциях можно пользоваться кнопкой Размеры панели инструментов Вид. Если нажать кнопку Размеры, то в рабочей области окна отобразятся размерные линии с нанесенными размерами. Размеры высчитываются автоматически, ориентируясь на первоначально заданные размеры помещения и предметов интерьера, что очень удобно.
СОВЕТ
Для удобства при расстановке объектов мебели можно использовать различные режимы просмотра, переключаясь на вкладки Аксонометрия, Вид сверху и другие. Для того, чтобы желаемый элемент или группа оставались в центре рабочей области в режиме просмотра Перспектива, используйте кнопку Центрирование для выделенных элементов.
Теперь приступим к отделки помещения и выполним «ремонт» комнаты: разместим обои на стенах, покроем пол паркетом, добавим освещение, выполнив следующие действия:
1. В дополнительном окне Библиотека перейдем на вкладку Материалы и выберем папку Покрытия, открыв ее двойным щелчком кнопки мыши.
2. В открывшейся папке выберем папку Пол, дважды щелкнув на ней кнопкой мыши. В папке содержатся дополнительные папки с элементами покрытия пола: Паркет, Ленолиум и Плитка. Выберем папку, например Паркет, и откроем ее двойным щелчком кнопки мыши.
3. Щелкнем кнопкой мыши на понравившейся текстуре, выделим ее и перетащим на изображение пола в рабочей области окна программы — пол будет замощен выбранной текстурой.
4. В дополнительном окне Библиотека дважды щелкнем кнопкой мыши на значке папки со стрелкой, чтобы перейти в каталоге библиотеки на два шага назад, то есть вернуться к просмотру папки Стены.
5. Дважды щелкнем на папке Стены. В папке содержатся дополнительные папки с элементами покрытия стен: Обои, Кафель и Другое.
6. Дважды щелкнем кнопкой мыши на папке Кафель, щелкнув кнопкой мыши на понравившейся текстуре плитки, выделим ее и перетащим на стену в рабочей области окна программы — стена будет заполнена выбранной. Аналогично заполняются все стены(рис. 15).
Расставив все предметы мебели, можно сменить материал, из которого изготовлена мебель, дверь, текстуры фасадов, выполнив следующие действия:
1. Выделить объект мебели, щелкнув на нем кнопкой мыши.
2. На вкладке Материалы дополнительного окна Библиотека открыть папку Дерево и выбрать текстуру для объекта мебели, перетащив ее из окна Библиотеки на объект. Выполнить это действие для всех деревянных объектов мебели, назначая одинаковые или разные текстуры.
СОВЕТ
Один из способов выбора материала для элементов состоит в перетаскивании материала при нажатой кнопке Shift на выбранный элемент, в результате чего все элементы в проекте, которые ранее имели одинаковый материал с элементом, также изменят свой материал.
3. Перейти на вкладке Материалы в папку Фасады и заменить текстуру при необходимости для конкретного кухонного фасада.
4. Перейти на вкладке Материалы в папку Столешницы и заменить текстуру при необходимости для столешниц, выделив ее и перетащив кнопкой мыши на поверхность (рис. 16).
Добавив все необходимые предметы из окна Библиотеки, поместите в проект освещение, выполнив следующие действия.
1. На вкладке Элементы дополнительного окна Библиотека выберите папку Освещение, дважды щелкнув на ней кнопкой мыши (папка содержит различные объекты освещения).
2. Дважды щелкните на необходимом значке осветительного прибора — светильник, выделенный маркерами, будет добавлен в рабочую область окна проекта.
3. Переместите светильник в запланированное место, перетащив его кнопкой мыши и сориентировав в пространстве с помощью окна Свойства объекта, вкладка Позиция. Аналогично добавьте необходимое количество осветительных приборов и 3D моделей.
4. Нажмите кнопку Фотореализм на панели инструментов Вид, выставьте расположение Солнца, другие свойства в окне Свет — после обработки данных программой PRO100 получится изображение виртуальной комнаты (рис. 17).
Более подробную информацию по работе с PRO100 6 и ренедром Kray можете найти на странице «Фриланс» для дизайнеров и мебельщиков.
Подробнее…