Освещение
Примечание: для версии PRO100 5
До версии PRO100 5 правилом было то, что каждый элемент может быть источником света. Теперь вам больше не нужно указывать имя объекта, чтобы написать слово LIGHT. Вам рекомендуется имя/объект, используемый интуитивно — как и имя, любой объект становится источником света. Для этого нужно выделить значение характеристики во вкладке Материал. Источники света от предыдущей версии, элементы с названием LIGHT, будут автоматически источниками света.
Окно «Свойства» объекта на вкладке материала.
Вы можете выбрать материал, который будет использоваться для текстурирования самого элемента (в частности, в режимах без огней) для необходимости характеристик источников света (например, создание прожекторов, которые светятся в соответствующей текстуре), но основные параметры для света задаются в окне Освещение.
Окно Освещение можно открыть из меню Инструменты или нажмите на иконку на панели инструментов. Это окно используется для указания всех параметров, возможность эффектов или свойства света / типов светильников индивидуально.
Светильники элементов окна Освещение создаются динамически на основе содержания проекта. В случае нового пустого проекта в окне будет только основное содержание.
С увеличением числа соответствующих объектов — источник света, включает окно эффектов, которое позволяет контролировать параметры. Каждый элемент освещения включает ползунок регулировки интенсивности света (основной параметр), флажок включения / выключения, эффекта / света, нажав на «плюс» рядом с флажком можно развернуть ниспадающий список с дополнительными параметрами. Окно Освещение состоит из отдельных разделов, которые соответствуют концептуально для отдельных групп показателей.
Эффекты — В этом разделе вы можете установить параметры графических эффектов:
Сглаживание — параметр, который позволяет регулировать степень сглаживания (2x — 16x), установленный флажок рядом с названием эффекта позволяет включить / отключить, этот эффект синхронизирован с соответствующей иконкой на панели инструментов. Увеличение степени сглаживания вызывает пропорциональное увеличение времени визуализации сцены (2x сглаживания — дважды продлевает срок расчета, 8x сглаживание — восемь раз длительность времени вычисления, и т.д.).
Блики — параметр, который позволяет регулировать интенсивность, с которой поверхность отражает свет с отблесками (см. свойства материала). Установленный флажок рядом с названием позволяет включение / выключение (без сохранения связи со значком на панели инструментов). Увеличение степени отблеска вызывает пропорциональное увеличение времени визуализации сцены.
Рельеф — параметр, который позволяет регулировать интенсивность рельефности текстуры. Этот эффект доступен для текстуры при наличии в библиотеке материалов файла .jpg.normalmap текстуры (normal map — это текстура, содержащая в себе карту нормалей). Установленный флажок рядом с названием позволяет включение / выключение (без сохранения связи со значком на панели инструментов). Создание рельефной текстуры, видеоурок
Обычная интерпретация применения карты нормалей заключается в том, что реальная поверхность слегка отличается от выводимых граней. Это отличие заключается в небольших искажениях поверхности грани, при этом по абсолютной величине эти отклонения (называемые микрорельефом) достаточно малы.
Эффект рельефности текстуры включен.
Отражение — параметр, который позволяет управлять глобальным уровнем отражения поверхностей с включенным эффектом отражения (зеркальности) – ползунок влияет на создание отражения для всех зеркальных поверхностей в соответствии с заданными пропорциями, у которых установлено ненулевое значение эффекта зеркальности (в свойствах текстуры материала); соответствующий флажок позволяет включать/отключать данный эффект. Параметр отражение присутствует в окне Освещение только тогда, когда в проекте присутствует, по крайней мере, один объект/материал с ненулевым значением эффекта зеркальность. Увеличение степени зеркальности вызывает пропорциональное увеличение времени визуализации сцены.
Венец — свечение, туманный эффект вокруг светильника. Ползунок позволяет контролировать интенсивность этого эффекта (по своим масштабам и интенсивности подсветки). Установленный флажок рядом с названием позволяет включение / выключение (без сохранения связи со значком на панели инструментов). Пункт появится в окне Освещение только тогда, когда в проекте установлен, по крайней мере один тип светильника. Последующие увеличивают влияние визуализации для каждого источника света светильников примерно на 50%.
Источник света с эффектом свечения.
Эффект свечения отключен.
Освещение — главный раздел, что позволяет пропорционально влиять на все источники / уровни освещенности в проекте. Флажок включение / выключение — для всех источников света в проекте. Освещение (все источники света) делятся на две основные подгруппы:
Общее — источники света, которые связаны с объектами, — то есть, солнечным светом(солнце) и рассеянным светом(камера). Эта категория также включает пункт светящихся «изнутри» элементов (эффект свечения), даже если эти источники света уже связаны с объектами. Этот пункт представляет собой параметр, который позволяет контролировать все источники света — конечно, сохраняет пропорции в соответствии с настройками отдельных светильников.
Солнце — направленный свет для имитации солнечного света. Параметр, который контролирует интенсивность (уровень) света, установите флажок для включения / выключения эффекта «солнце». На интенсивность этого света в свою очередь, влияют элементы, расположенные в верхней части окна (в данном случае настройкой Общее). Нажмите на «плюс» появится окно с другими параметрами для солнечного света: цвет «солнце» в режиме RGB (настройки для каждого компонента, плюс для каждого компонента сила цвета, предварительный просмотр выбранного цвета) и расположение «солнце» в проекте ( положение меридиана и азимута).
Камера — настройка контроля интенсивности (уровня) рассеянного света, установите флажок для включения / выключения света. На интенсивность этого света в свою очередь, влияют элементы, расположенные в верхней части окна (в данном случае настройка Общее). Нажмите на «плюс» появится окно с другими параметрами для рассеянного света: цвет рассеянного света в режиме RGB ( сила цвета для каждого компонента цветов, а также в окне ручной ввод значений силы цвета, предварительный просмотр выбранного цвета).
Свечение — эффект иллюминации (подсвечивания изнутри) объектов. Настройка контроля интенсивности (уровня) свечения света / эффектов, установите флажок включение / выключение света / эффектов. На интенсивность этого света в свою очередь, влияют элементы, расположенные в верхней части окна (в данном случае настройкой Общее и Освещение). Этот пункт появляется в окне Освещение, когда проект содержит по крайней мере один объект с материалом с ненулевым значением свечения (смотрите Свойства материала ниже). Текстуры материалов, у которых включен параметр Свечение (эмиссия света) не могут выглядеть как светящиеся, если эта настройка отключена.
Свечение (эффект иллюминации, подсвечивания изнутри) это не в полной мере моделирование источника света — люминесцентные материальные объекты с текстурой материала, у которой включен параметр Свечение (эмиссия света), отображаются, как свет, но не излучают свет на другие объекты. Этот эффект используется для моделирования элементов / объектов, которые выглядят как светящиеся, сами по себе не генерируют свет для освещения других объектов. Благодаря этому экономится время, необходимое для визуализации (все объекты с подсвеченным материалом рассчитываются в течение одного момента, в то время как каждый источник света рассчитывается отдельно).
Пример эффекта свечения — камин, экран телевизора, аквариум.
Эффект свечения отключен.
Эффект свечения используется для имитации внешнего освещения, который освещает стекло блока и окрашенные двери в ванную (как это отражено в зеркале).
Светильники — эта настройка включает в себя все источники света используемые пользователем (для проверки параметра «Светильник» откройте вкладку Материал в окне свойств элемента). Список светильников появляется в хронологическом порядке, в соответствии с их включением в проект. В этом разделе у нас есть ползунок для регулировки уровня светильника в проекте (при сохранении пропорций между различными источниками), установите флажок включение / выключение всех светильников. Этот пункт появляется в окне Освещение в момент первого источника света в проекте.
Светильник — элемент галогенной лампы, появляется при каждом добавлении к группе. Каждый элемент имеет ползунок для регулировки интенсивности света, установку флажка включения / выключения света (на окончательное исполнение светильника влияет еще настройка группы Светильники и ползунок Освещение). Нажмите на «плюс» в названии «светильник» раскроется окно с другими параметрами для светильника, цвета в режиме RGB ( сила цвета для каждого компонента цветов, а также в окне ручной ввод значений силы цвета, предварительный просмотр выбранного цвета) и два ползунка для управления конусом светового потока: Внутренней окружности (интенсивная область света) и внешней окружности (менее интенсивно, размытие). Управление пропорциями между углами конусов светового потока позволяет создавать свет с различными характеристиками (острые края, размыто, сосредоточенный световой луч, и т.д.). Светильники можно использовать в соответствии с методом, используемым в предыдущих версиях PRO100 (название LIGHT) может быть свет, который использует другую текстуру (для «прожектора») — с этой целью выберите нужную текстуру материала. Свет светильника будет состоять из всех свойств: установленный параметр ползунка в настройке Светильники, основные цвета RGB их настройки в ползунках, ползунок настройки пропорций между углами конусов светового потока и выбранной текстурой материала. Для того, чтобы источник света светил только одним цветом, определенными «ползунками» управления режимом RGB, нужно установить на элемент материал «по умолчанию» (во вкладке «Материал» в окне свойств элемента, нажать кнопку «По умолчанию»). Для того, чтобы источник света светил как «прожектор» и в соответствии с текстурой материала – необходимо установить «ползунки» управления режимом RGB в значение «белый цвет» (для этого установите положение «ползунков» до конца вправо).
Окно параметров светильника.
Объекты в более ранних версиях PRO100, источники света (объекты с именем LIGHT) будут автоматически рассчитывать тип источников света светильников. Начиная с версии 5, не является необходимым назначать конкретным источникам света имя — просто отметьте характеристику Светильник в окне свойств элемента, вкладке Материала.
Наложение на объект текстуры, являющейся текстурой для источника света, (например, определенного цвета) может привести к некорректной работе «ползунков» установки режима цвета RGB (к примеру, при наложении текстуры с красным цветом на элемент – забыв об этом или не заметив это на слишком малом объекте, на котором невозможно легко это увидеть – при ручной установке «ползунками» RGB в режим зеленого цвета, световое пятно получается жёлтым). Рекомендуется, при работе в 5 версии и выше, для придания источнику света какого-либо определенного цвета, использовать настройки в свойствах источника света, устанавливая режим RGB «ползунками» (при этом, установив текстуру материала на самом объекте «по умолчанию»); для источника света «прожектор», в настройках установить режим RGB «ползунками» в положение «белый свет» (крайнее правое положение «ползунков») и использовать текстуру материала из библиотеки для придания нужного светового эффекта для источника света типа «прожектор».
Могут возникать дополнительные сложности при использовании источников света типа «светильник» — происходят своего рода «конфликты» между значениями углов светового потока (положением «ползунков») и текстурой материала, используемого в предыдущих версиях PRO100 для придания определенных световых характеристик источнику света (главным образом, текстурой материала из папки «Освещение» библиотеки материалов). Источники света типа «светильник», с установленными на него текстурами материала (это часто происходит для источников света, созданных в проектах предыдущих версий и открытых в 5 версии PRO100), работающие как «прожектор», несмотря на характеристики в свойствах источника света, будут создавать световое пятно с размытыми (нечёткими) краями. Если вы попытаетесь менять у подобного источника света эффект размытости края светового пятна «ползунками», управляющими углами падения светового потока (пытаясь настроить чёткий край светового пятна от источника света), то это может
закончиться неудачей. Т.е., в свойствах источника света с новыми функциями PRO100 версии 5 в окне предварительного просмотра результата эффекта, световое пятно будет «чётким», но, т.к. на светильник наложена текстура материала «для прожектора», конечный результат светового пятна будет с размытыми краями.
Объекты в проекте, которые являются типом Светильник, включаются автоматически. Светильники не подпадают под действие подпункта Общее — «свечение» светильника является единственной силой света и его характеристик (цвет, фактура и т.д.). При более интенсивном источнике света Свечение объекта может привести к чрезмерной насыщенности . Дополнительным эффектом вокруг светильника может быть Венец (параметр в группе Эффекты должен быть включен и должно быть установлено соответствующее значение) – смотрите соответствующее описание по данному эффекту.
Настройка внешней окружности конуса с острыми краями.
Настройка внутренней окружности конуса в совершенно другой позиции (конус с размытыми краями). Внешняя окружность конуса в том же положении (конус с острыми краями).
Настройка окружностей конуса при малых углах.